Бомбардировщик "Су-200".

Добро пожаловать в СССР!





Стратегический бомбардировщик "Т-4МС" ("200"), в последствии "Су-200", начал разрабатываться на основании приказа Министра авиационной промышленности СССР от 10 января 1969 года. Эту дату можно считать началом конкурса, который был объявлен между тремя конструкторскими бюро: А.Н.Туполева, В.М.Мясищева и П.О.Сухого.
Осенью 1972 года на научно-техническом совете в министерстве авиационной промышленности были заслушаны проекты по конкурсу стратегического двухрежимного ударного самолета: изделие «160» с оживальным крылом (на базе Ту-144) ОКБ А.Н.Туполева, Т-4МС ОКБ П.0. Сухого и М-20 ОКБ В.М.Мясищева. Проект самолета «160» не получил поддержки из-за его несоответствия ТТХ. Самолет Т-4МС произвел впечатление на военных и привлек большое внимание. Этот самолёт «прорыва» вполне возможно не смогла бы удержать и система ПВО 80-90-х годов.
В итоге победителем конкурса стало ОКБ Сухого, имеющее опыт в создании ударного самолета "Т-4" ("100"). Однако в ОКБ Сухого в это время создавали новый многофункциональный истребитель "Т-10" ("Су-27"), шли модификации самолетов "Су-17М" и "Т-6" ("Су-24"). Перевод ОКБ Сухого в «тяжелую» авиацию ставил под угрозу срыва все эти программы.
Одновременно сыграло роль и то, что реактивные двигатели с изменяемой степенью двухконтурности "НК-101", которые и должны были обеспечить "Т-4МС" его выдающиеся летные характеристики были пока только "на бумаге". При использовании же других двигателей "Т-4МС" проигрывал "Ту-160" ("160") ОКБ Туполева. В результате все работы по "Т-4МС" были заморожены.
Однако в середине 80-х "Т-4МС" всплыл вновь, теперь уже были возможности провести полноценный "обсчет" "НК-101", появились новые конструкционные материалы, существенно развилась электроника. А главное - понадобился носитель ракет "воздух-космос" способный нести не одну ракету как "Миг-31", а минимум две. К тому-же "Т-4МС" рассматривался как платформа для отработки элементов и систем перспективного АКС.
В результате работы были возобновлены с использованием мощных многопроцессорных ЭВМ и САПР нового поколения. В результате в 1990 году первый экспериментальный образец "Т-4МС" ("Су-200") поднялся в небо.

ТТХ многоцелевого ракетоносца "Су-200".

Взлетная масса:

Максимальная: - 170.000 кг.

Длина самолета: - 41,2 м.

Высота самолета: - 8,0 м.

Размах крыла:

центроплана: - 14,4 м.

крыла (угол стреловидности 30 град): - 40,8 м.

Площадь крыла (угол стреловидности 30 град): - 97,5 м^2.

Конструкция: - аэродинамическая компоновка интегральной схемы типа «летающее крыло», с изменяемой в полете стреловидностью поворотных консолей.

Силовая установка:

Число двигателей: - 4.

Двигатели: - ДТРД "НК-101" с УВТ.

Тяга двигателей: - 4 х 20.000 кгс.

Летные данные:

Максимальная скорость:

на высоте: - 3.200 км/ч (М=3).

у земли: - 1.100 км/ч (М=1).

Длина разбега: - 1.100 м.

Длина пробега: - 950 м.

Практический потолок: - 24.000 км.

Максимальная дальность полета без дозаправки в воздухе:

при скорости 900 км/ч: - 14.000 км.

при скорости 3.000 км/ч: - 7.500 км.

Топливные баки: - протектированные в корпусе и кессонах крыла.

Шасси: - стандартное трех опорное с носовой стойкой.

Энергосистема:

- батареи серебряно-цинковых аккумуляторов.

- турбостартер "ГТДЭ-117".

- обратимые мотор-генераторы интегрированные в "НК-101".

ИУС: - БЦВК + локальные ЦВМ систему и комплексов БРЭО.

Каналы обмена данными: - оптико-волоконные.

Сенсорные массивы:

- импульсно-доплеровская многофункциональная БРЛС с АФАР кругового обзора, антенные системы распределены по планеру самолета для обеспечения эффективного "сферического" обзора. Также БРЛС обеспечивает обнаружение, сопровождение и целеуказание средствам поражения низкоорбитальных ИСЗ, ОТР, ГЧ МБР.

- оптико-электронная прицельная станция "ОЭПС-200" включающая дневной/ночной каналы ИК/видимого спектра/УФ и лазерный дальномер. Оптико-электронные "головки" системы размещены на планере для обеспечения эффективного "сферического" обзора. В состав ОЭПС входит ЦВМ, которая осуществляет также управление вооружением от нашлемного прицела пилота "НСЦ-47".

Блок навигации:

- автоматический радиокомпас "АРК-22".

- радиовысотомер "А-40".

- лазерный высотомер.

- радиотехническую систему ближней навигации (РСБН).

- блок инерционной навигации на лазерных гироскопах.

- система глобального позиционирования "Глонасс".

Система связи: - единый комплекс связи, объединяющий радиостанции, аппаратуру коммутации и специальную управляющую ЦВМ управляющуюся как пилотом так и автоматический БЦВМ ракетоносца. Обеспечивает работу телекодовой связью как внутри группы так и с КП реализуя автоматизированную боевую сеть обмена данными.

- 2 х "Р-800М", УКВ-радиостанции с медленной псевдослучайной перестройкой частоты.

- "Р-864М", КВ-радиостанция с интегрированным модулем ЗАС.

- станция космической связи с АФАР.

- аппаратура приборного наведения по помехозащищеннои линии "Бирюза-М".

- станция лазерной оптико-электронной связи.

Системы ручного управления: - в кабине ракетоносца используется система объединенной индикации, обеспечивающая летчиков и оператора вооружения необходимой информацией на всех этапах полета. В ее состав входит коллиматорный индикатор на лобовом стекле (ИЛС), телевизионный индикатор тактической обстановки (ИПВ), ЦВМ и блок формирования символов. Вывод требуемой информации осуществляется как автоматически, так и по запросу экипажа. Имеется универсальное табло, информирующее о состоянии бортовых систем самолета, а также система речевой информации об аварийных ситуациях и выдачи "подсказок"- инструкций о дальнейших действиях экипажа.

Системы маскировки: (меры по снижению заметности).

- широкое использование композитов в конструкции.

- планер выполнен с учетом мер по снижению ЭПР.

Системы РЭБ: (интегрированный бортовой комплекс обороны).

- станция предупреждения о радиолокационном облучении "Береза-М2" с зоной горизонтального обзора 360°, и обзора в вертикальной плоскости 360°, позволяет обнаруживать облучение РЛС противника на дальностях, превышающих дальность обнаружения самолета, осуществлять распознавание облучающего средства при помощи банка данных, определять режим работы и степень угрозы РЛС.

- станция активных помех предназначена для противодействия РЛС и оптическим системам обнаружения противника. Для эффективного подавления любого из существующих радиолокаторов используется 10 типов помеховых программ (шумовые, уводящие, перенацеливающие, мерцающие помехи). Станция работает в автоматическом режиме, осуществляя помеху наиболее угрожаемому средству, одновременно проверяя эффективность противодействия.

- система управления УР (Р-33, Р-37, Р-73, Р-77, КС-172, ПРР-ракетами) в том числе подвешенными по системе "пуск назад".

- система сброса аэродинамических ложных целей.

- пиротехническое устройство постановки пассивных помех включает блок управления и 256 стволов калибром 50 мм, заряженных пиропатронами с ложными тепловыми целями или дипольными отражателями. Возможен отстрел одиночных патронов, очередь или залп из четырех патронов (режим стрельбы задается БЦВМ перехватчика автоматический).

Системы вооружения:

Артиллерийское: - нет.

Полезная нагрузка в бомбоотсеках:

нормальная: - 9.000 кг.

максимальная: - 45.000 кг.

Ракетное:

Основное: (ударное).

- 2-4 УР "воздух-космос", пуск с аэробаллистической "горки".

- 4 ПКР "Х-45".

- 24 ПКР "Х-2000".

Вспомогательное: (самообороны).

- УР повышенной дальности "КС-172".

- УР повышенной дальности "Р-37".

- УР большой дальности "Р-33".

- УР средней дальности "Р-77".

- УР малой дальности "Р-73".

Бомбовое: - до 45 т бомб любых типов.

Системы активной защиты: - с использованием УР разных типов подвешенные в бомбоотсеках.

СЖО: - стандартное СЖО высотного самолета.

Экипаж: - 3, два пилота + оператор вооружения.

САС: - катапультируемые кресла К-36ДМ.

Система самоуничтожения: - самоликвидаторы систем БРЭО.

-------------------------------------------------------

(c) по материалам ОКБ Сухого.


© StoneWeb 2005

Hosted by uCoz